Здравствуйте! Рада, что Вы посетили мой блог "На своем месте". Уверена, что Вы найдете нужную для Вас информацию. Заходите чаще. Материал регулярно обновляется и дополняется

воскресенье, 29 сентября 2019 г.



Коллеги, часто ли к Вам обращаются с вопросом: «Как заставить ребенка читать?» Родители наивно полагают, что, действительно, я знаю способ принудить делать то, чего он не хочет.  А как можно родителей ЗАСТАВИТЬ делать что-то?
Нечитающие или малочитающие дети – проблема современного общества.  Школьники с трудом называют любимую книгу, а чаще всего то название, которое они озвучили, оказывается и вовсе не книгой, а фильмом или мультфильмом.
Можно ли найти виноватых в этой проблеме? Нам (учителям) со всех концов кричат об информатизации образования, доказывают, что введение ИКТ облегчает учебный процесс и увеличивает возможности образования. Не спорю, появление виртуальных лабораторий увеличило возможности проведения практических работ на уроках химии, виртуальные экскурсии по музеям помогают расширить кругозор учащихся на уроках истории, литературы и искусства и т.д. В сознании современных школьников меняются приоритеты. Зачем читать статью в энциклопедии, если можно скачать доклад с интернета или посмотреть видеоролик, послушать вебинар или лекцию. Чтение превратилось в механический процесс. Дети не испытывают эстетического удовольствия от чтения художественной литературы. Так ли это страшно? Психологи уже давно выделили положительные стороны чтения: увеличение словарного запаса, развитие логического мышления и развития воображения, чтение развивает сострадание, учит сопереживать, улучшает зрительную память, а вместе с ней и орфографические навыки, учит концентрироваться на мелочах и т.д. Любой учитель русского языка и литературы подтвердит, что читающий ребенок легче усваивает любой материал, способен дать развернутый ответ на вопрос, пишет грамотно и логически излагает свои мысли.
Однажды, выступая на семинаре, посвящённом Национальной программе поддержки и развития чтения, один из её авторов, Е.И. Кузьмин, сказал: «Начинать пропаганду чтения надо с молодых, работающих взрослых, которые сегодня чрезвычайно мало читают. У нечитающих взрослых вырастают нечитающие дети». «Начинать надо с детей, – возразили ему, – ибо из нечитающих детей и вырастают нечитающие взрослые». Парадокс.  Если дети видят, что взрослые вечером отдыхают около телевизора, компьютера, переписываются в мессенджерах, то чтение книг тоже считают бессмысленным занятием.
Родители, которые пытаются заставить ребенка читать, понимают под чтением сидение за столом и перелистывание страниц. Привить любовь к чтению таким образом нельзя.
Что же делать? Начните, уважаемые родители, с себя. В вашем доме много книг? Как сказал Цицерон: «Дом без книгподобен телу без души». 
1.      Прививать любовь к чтению нужно с детства, книги не заменять мультфильмами.
2.      Никогда не давать ребенку читать то, что ему не интересно, а уж тем более не ставить условие, что он не пойдет гулять или играть, если не прочитает 15 - 20 страниц.
3.  Выбирайте книги вместе с ребенком, обсуждайте прочитанное (поговорите о пространстве, о героях, о художественном времени).
4.    Выбирайте место и время для чтения! Если ребенок устал от выполнения домашних заданий и чтение оставил напоследок, то эстетического удовольствия он точно не получит.
5.    Заинтересовывайте ребенка другими книгами, сравнивая с героями из уже прочитанной литературы.
6.  Не предлагайте ребенку читать в обмен на что-то («Прочитаешь 10 страниц — получишь конфетку» или «Прочитаешь эту книжку, перескажешь - пойдем в кафе»).
7.    Если у ребенка есть интересная книга, но он любит ее не сам читать, а когда ее кто-нибудь читает, то можно предложить почитать по ролям.
8.  Прочитать в книге самый яркий эпизод вместе с ребенком (заинтересовать таким образом), а остальное оставить ребенку.
9.    Подбирать книгу по возрасту!
10.   Научите работать с книгой.  Современные дети плохо ориентируются в словарях, не понимают разницы между параграфом и главой, не отличают форзац от обложки.
11.
12…..
Список можно продолжать бесконечно. Безусловно, в этом вопросе должно быть взаимодействие сверстников, родителей, учителей русского языка и литературы, библиотек, СМИ, книгоиздателей, системы образования.
Напоследок! Чтение вслух! Важность такого чтения многие игнорируют. А ведь именно чтение вслух развивает речевой аппарат, оказывает положительный эффект на дикцию,  совершенствует интонацию речи, её яркость и эмоциональную окраску, что позволяет легче и точнее выражать мысли, избавляя от слов-паразитов и иных речевых недостатков.

Чтение с удовольствием – как бег на дальнюю дистанцию. Чтобы достичь результата, нужно приложить усилия!!


PS. Немного статистики

Среднее количество книг в домашних библиотеках разных стран. Инфографика



1 комментарий: