Коллеги, часто ли к Вам обращаются с
вопросом: «Как заставить ребенка читать?» Родители наивно полагают, что,
действительно, я знаю способ принудить делать то, чего он не
хочет. А как можно родителей ЗАСТАВИТЬ делать
что-то?
Нечитающие или малочитающие дети –
проблема современного общества. Школьники
с трудом называют любимую книгу, а чаще всего то название, которое они озвучили,
оказывается и вовсе не книгой, а фильмом или мультфильмом.
Можно ли найти виноватых в этой проблеме? Нам
(учителям) со всех концов кричат об информатизации образования, доказывают, что
введение ИКТ облегчает учебный процесс и увеличивает возможности образования. Не
спорю, появление виртуальных лабораторий увеличило возможности проведения практических
работ на уроках химии, виртуальные экскурсии по музеям помогают расширить
кругозор учащихся на уроках истории, литературы и искусства и т.д. В сознании
современных школьников меняются приоритеты. Зачем читать статью в энциклопедии,
если можно скачать доклад с интернета или посмотреть видеоролик, послушать
вебинар или лекцию. Чтение превратилось в механический процесс. Дети не
испытывают эстетического удовольствия от чтения художественной литературы. Так
ли это страшно? Психологи уже давно выделили положительные стороны чтения: увеличение
словарного запаса, развитие логического
мышления и развития воображения, чтение развивает сострадание, учит сопереживать,
улучшает зрительную память, а вместе с ней и орфографические навыки, учит концентрироваться
на мелочах и т.д. Любой учитель русского языка и литературы подтвердит, что читающий
ребенок легче усваивает любой материал, способен дать развернутый ответ на
вопрос, пишет грамотно и логически излагает свои мысли.
Однажды, выступая на семинаре,
посвящённом Национальной программе поддержки и развития чтения, один из её
авторов, Е.И. Кузьмин, сказал: «Начинать пропаганду чтения надо с молодых,
работающих взрослых, которые сегодня чрезвычайно мало читают. У нечитающих
взрослых вырастают нечитающие дети». «Начинать надо с детей, – возразили ему, –
ибо из нечитающих детей и вырастают нечитающие взрослые». Парадокс. Если дети видят,
что взрослые вечером отдыхают около телевизора, компьютера, переписываются в
мессенджерах, то чтение книг тоже считают бессмысленным занятием.
Родители, которые пытаются заставить
ребенка читать, понимают под чтением сидение за столом и перелистывание
страниц. Привить любовь к чтению таким образом нельзя.
Что же делать? Начните, уважаемые родители,
с себя. В вашем доме много книг? Как сказал Цицерон: «Дом без книг, подобен телу без души».
1.
Прививать
любовь к чтению нужно с детства, книги не заменять мультфильмами.
2.
Никогда
не давать ребенку читать то, что ему не интересно, а уж тем более не ставить
условие, что он не пойдет гулять или играть, если не прочитает 15 - 20 страниц.
3. Выбирайте
книги вместе с ребенком, обсуждайте прочитанное (поговорите о пространстве, о
героях, о художественном времени).
4.
Выбирайте
место и время для чтения! Если ребенок устал от выполнения домашних заданий и
чтение оставил напоследок, то эстетического удовольствия он точно не получит.
5.
Заинтересовывайте
ребенка другими книгами, сравнивая с героями из уже прочитанной литературы.
6. Не
предлагайте ребенку читать в обмен на что-то («Прочитаешь 10 страниц — получишь
конфетку» или «Прочитаешь эту книжку, перескажешь - пойдем в кафе»).
7.
Если
у ребенка есть интересная книга, но он любит ее не сам читать, а когда ее кто-нибудь
читает, то можно предложить почитать по ролям.
8. Прочитать
в книге самый яркий эпизод вместе с ребенком (заинтересовать таким образом), а остальное
оставить ребенку.
9.
Подбирать
книгу по возрасту!
10. Научите
работать с книгой. Современные дети плохо ориентируются в словарях, не
понимают разницы между параграфом и главой, не отличают форзац от обложки.
11.
12…..

Напоследок! Чтение вслух! Важность такого
чтения многие игнорируют. А ведь именно чтение вслух развивает речевой аппарат,
оказывает положительный эффект на дикцию, совершенствует интонацию речи, её яркость и
эмоциональную окраску, что позволяет легче и точнее выражать мысли, избавляя от
слов-паразитов и иных речевых недостатков.
Чтение с удовольствием – как бег на дальнюю дистанцию. Чтобы достичь результата, нужно приложить усилия!!
PS. Немного статистики
Чтение с удовольствием – как бег на дальнюю дистанцию. Чтобы достичь результата, нужно приложить усилия!!
PS. Немного статистики
С огромным удовольствием прочитала эту публикацию!
ОтветитьУдалить