Здравствуйте! Рада, что Вы посетили мой блог "На своем месте". Уверена, что Вы найдете нужную для Вас информацию. Заходите чаще. Материал регулярно обновляется и дополняется

Поэты Кубани о ВОВ


«День Победы – это радость со слезами на глазах»

В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы. Нет в России семьи, которую война обошла стороной.
Поэзия времен Великой Отечественной войны представляет собой целую поэтическую вселенную. Она способна найти эмоциональный отклик в душе каждого человека. Многие кубанские поэты были очевидцами и участниками боевых действий. В их творчестве нашли отражение темы патриотизма, героизма, мужества, фронтового братства, а также темы детей и солдатских матерей. 
В 1942 году  прямо со школьной скамьи ушёл на фронт Иван Фёдорович Варавва. Он принимал участие в Битве за Кавказ. Получил ранение и тяжёлую контузию. После излечения освобождал Варшаву, брал Берлин. Двадцатилетним сержантом в мае победного 1945 года Иван Варавва оставил свой автограф на стене рейхстага, в поверженном вражеском Берлине. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденами Красной Звезды и «Знак Почета», медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Иван Федорович Варавва в своих стихотворениях пишет о  верности, преданности своей Родине. В стихотворении «Ребята из тихой станицы» простые, совсем молодые ребята идут на войну. Кто-то из них отдал свою жизнь, защищая родную землю, а кто-то прошел войну от начала до конца. И на кого ещё положиться, как ни на этих возмужавших ребят, в случае повторения беды.

Ребята из тихой станицы.
                                                                        Ребята из тихой станицы –
Горячий, зелёный народ,
С судьбой не успели сродниться
В то лето, в тот памятный год!
Мы шли в автоматные роты,
Тянули под минами связь,
Ходили в разведку с охотой,
Месили дорожную грязь.
И юность, что прежде бросала
Своих голубей в небосвод, -
В терновниках насмерть стояла
У дымных таманских высот.
Одним на земле обелиски
В тиши площадей возвели,
Другие в армейские списки –
В посмертную службу вошли.
А третьи в родную станицу
Вернулись в положенный срок.
Походную пыль заграницы
Смахнули с тяжёлых сапог!
Ребята из тихой станицы –
Сверкает в чубах седина.
А если беда повторится,
Ту горькую чашу вина
Кто выпьет до самого дна?
                                                                    Ребята из нашей станицы.


В стихотворениях «На окраине села...» и «Мать» затронута тема солдатских матерей. Матерей с разбитыми сердцами и побелевшими от горя головами. Матерей, которые растили, лелеяли, берегли своих сыновей, но война забрала их безвозвратно.

На окраине села...
На окраине села –
С головою белой
Сына мать с войны ждала
И окаменела.
Прилетал в село степной
Сизокрылый сокол.
Бились клены головой
О гранит высокий.
Ковыля катились ниц
От тоски матроса.
Тихо с каменных ресниц
Покатились слезы.
И из памятных глубин
Вздох раздался мамин.
Прикоснулся к камню сын –
Ожил серый камень.
На окраине села –
С головою белой
Сына мать с войны ждала
И окаменела.

Мать
На больших руках усталой матери
Умирал её последний сын.
Полевые ветры тихо гладили
Серебристый лён его седин.
Гимнастёрка с воротом распахнутым
Задубела пятнами на нём.
Из тяжёлых ран
В сырую пахоту
Опадала кровь его огнём.
-Я ль тебя, сыночек, не лелеяла,
Я ль тебя, родной, не берегла?..
Ясны очи,
Кудри эти белые,
Силу богатырскую дала.
Думала – сойдутся в жизни праздники...
Ты последней радостью мне был!
А теперь твои закрылись глазоньки,
Белый свет в ресницах стал не мил.-
Увидав её слезинку грустную,
Обступили мать среди полей
Девять бед, разбивших сердце русское,
Девять павших в битве сыновей.
Стыли танки, громом раскурочены,
Заступали кони повода.
…Встала мать в селе на главной площади
И окаменела навсегда.

Кубанский поэт Кронид Александрович Обойщиков с первых дней участвовал в боевых действиях на Юго–Западном фронте в качестве штурмана самолёта Су-2. Более 30-ти боевых вылетов совершил в дни обороны столицы Украины Киева. Главная тема многих стихотворений Кронида Александровича - мужество и героизм лётчиков, фронтовое братство, например, в стихотворениях «Морские летчики» и «Красивый человек» пилоты подбитых самолётов стоят перед выбором: спасти свою жизнь или погибнуть во имя Родины, дружбы. В итоге, они свободу Родины ставят превыше своих жизней.  

Красивый человек
На крыльях зелёная плавится краска.
Штурман убит.
И молчит стрелок.
Надо выпрыгивать – это ясно.
Но лётчик машину покинуть не мог.
Он знал, что в кольце парашюта спасенье.
Но даже от мёртвых ребят не уйдёшь:
Нетрудно ремни отстегнуть от сиденья,
А дружбу – как отстегнёшь?
В чужих небесах, над чужими полями
Оставить ребят и машину в огне?
А что он напишет Андрюшкиной маме?
А что он Серёжкиной скажет жене?
Ну, что вы молчите, дружки фронтовые,
Мне трудно, вы слышите, трудно в дыму!
В кабинах ребята лежат
Неживые,
И надо решать всё
Ему одному.
Змеёй проползает вражья колонна.
Он крепче штурвал сжимает в руке
И с разворота,
ожесточённо
машину бросает в крутое пике.
Мы знаем: лицо его было прекрасным,
Мы слышали голос его на земле.
Он был коммунистом.
И знаменем красным
Билось пламя на тонком крыле.

Иван Васильевич Беляков, не задумываясь, ушёл с 3-го курса института на фронт, когда началась Великая Отечественная война. Это были годы испытаний для всей страны и для молодого поэта, прошедшего путь от рядового солдата до офицера, сначала в штабе 49-го стрелкового корпуса, затем, после ранения, на восстановительных работах в железнодорожных войсках. Тема патриотизма - отличительная черта творчества Ивана Васильевича. Так, в стихотворении «Сегодня лётчик боевой», боевой лётчик, который сам прошёл все тяготы войны, пришёл поклониться  к братской могиле.


Сегодня лётчик боевой

Сегодня лётчик боевой
Пришёл к могиле братской.
Поправив прядь
Седых волос,
Он поклонился низко
И положил букет из роз
К подножью обелиска.
Стоял он долго недвижим
В своей большой печали.
И чётко,
Властно перед ним
Воспоминанья встали.
Как будто было всё вчера:
Война, бои, зарницы.
В степях горели хутора,
Посёлки и станицы. 
Сражались люди на воде
И под водой сражались,
Сражались люди на земле
И в небо поднимались –
И в небе
Смертный бой вели.
Вели зимой и летом
Бои
За честь родной земли,
За жизнь
Страны Советов.


Николай Степанович Краснов в 1943 году, после окончания школы, работал на оборонном заводе инструментальщиком, в этом же году стал солдатом. Воевал на Ленинградском фронте, при штурме Выборга был тяжело ранен. Был награждён: орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу» и другими. В стихотворениях Николая Степановича тоже затронута тема солдатских матерей, сестёр. Как тяжело матерям провожать своих сыновей на войну!  Если сына ранят, неважно, как далеко от неё он будет находиться, её сердце тоже будет ранено. Сколько матерей, сестёр, жён получили похоронки во время войны, сколько раненых, разбитых сердец. Так, в стихотворении «Твой названый брат», матери по ошибке шлют похоронку, а другая мать или сестра продолжает ждать, верить и надеяться.


Твой названый брат
В бою под Ленинградом
Убили
не меня,
В воронке от снаряда
Зарыли
не меня.
Сказал как будто ротный
(Тут его вина):
— Наш, из пулеметной.
Жалко пацана!..
И над могилой грянул
В честь меня салют.
И матери в Ульяновск
Похоронку шлют.
Пришел я из санбата,
Меня и в списках нет.
— Ну, — говорят ребята, —
Жить тебе сто лет!..
А тот, кого убили,
зарытый, кто ж он был?..
Об этой давней были
С годами я забыл.
Но вот мне из станицы
Пришло письмо домой:
«Я не твоя ль сестрица?
Не братец ли ты мой?»
Крик, как из тьмы кромешной,
Из нежилой глуши,
В войну осиротевшей,
Тоскующей души.
Фамилию читаю —
Фамилия моя.
Звать брата Николаем,
Николай и я.
Сходится и отчество,
И год рожденья мой.
И тоже пулеметчик.
И тоже рядовой.
Такие же награды,
В одном лишь разнобой:
«В бою под Ленинградом Убит…»
А я — живой.
Ждет от меня, томится,
Письма, как от него,
Сестра однофамильца
И тезки моего.
Когда бы похоронка
Тогда не солгала,
Сейчас моя б сестренка
Сиротой была,
В кубанскую станицу
Писала бы с тоской:
«Я не твоя ль сестрица?
Не братец ли ты мой?»
И в письме обратном
Писал бы он, как я:
— Тебе я буду братом.
Ты — сестра моя.
С тобой мы не чужие,
Да, я — родня тебе.
Я брат твой — по России,
Я брат твой — по судьбе.
В нужде ли, в час твой горький,
Когда б ни позвала,
Все сделаю, чтоб только
Счастливой ты была.
Но всех чудес не хватит,
Чтоб, отнятый войной,
Опять живым твой братец
Предстал перед тобой.
Все сделал бы, как было,
Я, твой названый брат!..
Что не меня убило,
Я не виноват.

Виталия Борисовича Бакалдина война застала в Краснодаре. Полгода оккупации немецко-фашистскими захватчиками города, бои за его освобождение в районе станицы Абинской, в которых он принял посильное участие, оставили неизгладимый след в душе пятнадцатилетнего подростка. Например, в стихотворении Виталия Борисовича «Сестрёнка» поднята тема женского героизма, самопожертвования. Молодая девушка, почти подросток, самоотвержено заслоняя собою раненого бойца, пытается спасти его.  

Сестрёнка
Глаза забивала поземка,
стучал пулемёт в трёх шагах,
и раненый
тяжко, негромко
стонал у тебя на руках,
шептал, задыхаясь:
«Да брось ты...
Тебе-то зачем пропадать...»
Девчонка, почти что подросток,
над ним ты склонялась, как мать.
Бинтами его пеленала
под проволокой у кола,
сама, обессилив, стонала,
но всё же к своим волокла.
Себе запрещая бояться,
его заслоняла собой.
А было тебе
восемнадцать,
впервые увидевшей бой.
...Ползла до заветной границы-
до тёмной окопной норы,
сестренка, сестричка, сестрица
суровой военной поры.
Быть может, тебя повстречает
спасенный тобою солдат,
да только навряд ли узнает-
ведь годы-то, годы летят.
И ты не в шинели походной,
не в каске до самых бровей,
а в модной там или не модной
гражданской одежде своей.
И дочка,
и внук скороспелый-
уже и они родились-
не знают,
какой же ты смелой
входила девчонкою в жизнь!
...Работаешь, гладишь пелёнки,
шьёшь платьица для детворы
сестрица, сестричка, сестренка
минувшей военной поры.


В стихотворении «Молоко» раскрывается тема  голода, а также любви, сочувствия, сострадания к детям  блокадного Ленинграда. Казачки – матери плачут, глядя на детишек, которые превратились в маленьких старичков от голода, холода и пережитого ужаса во время блокады Ленинграда. А бойцы идут на фронт, с одним желанием, отомстить за измученных, несчастных детей.

Молоко
Теперь все это далеко,
что было в самом деле...
Детишки пили молоко
и хлеб горячий ели.
О, эти кружки молока,
о, эти скибки хлеба!
В их честь светились облака
и ликовало небо.
Казачки плакали навзрыд,
по-матерински рады,
что их заботой стол накрыт
детишкам Ленинграда.
Молочный тёплый аромат
и сладкий хлебный запах
держал спасенный Ленинград
в ребячьих птичьих лапках.
По-старчески был скорбен лоб
Мальчонки – малолетки,
и бабы плакали взахлёб
и причитали:
«Детки...»
Кубань - она всегда Кубань:
других чуть побогаче.
Была безмерно малой дань
для той беды ребячьей.
В саду пришкольном
стол большой,
накрытый всей станицей,
был не столом –
он был душой,
готовой всем делиться.
Тогда шел год сорок второй,
и замер возле школы
обритых новобранцев строй,
шумливый и веселый.
Притихли вдруг здоровяки,
станичные ребята,
без трех минут фронтовики –
земли своей солдаты.
Давал им лейтенант хромой
урок стройподготовки,
сжимал их разномастный строй
учебные винтовки.
А им хотелось в этот час
сильней всего на свете
тотчас же отомстить за вас,
зимы блокадной дети.
И сколько бы потом ни шли
до смерти иль победы,
нигде солдаты не могли
забыть того обеда.
И цель была их велика
и высока,
как небо, -
чтоб детям вволю молока,
чтоб детям вдоволь хлеба!
...Теперь все это далеко.
Но пусть же знают дети,
что значат хлеб и молоко
у нас на белом свете.













4 комментария:

  1. Отличная подборка стихотворений! Буду использовать в работе с учениками. Спасибо Вам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. На страничке "ФГОС" моего блога вы можете познакомиться с проектом учащихся по данной тематике

      Удалить
  2. Спасибо большое за подборку трогательных стихотворений о Великой Отечественной войне. Обязательно использую для мероприятий в 7-м кл. Спасибо, выручили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день. Действительно от некоторых стихотворений захватывает дух. Предлагаю Вам познакомиться с коллективной работой учеников по одному из стихотворений на страничке "ФГОС"

      Удалить